sh

afony72


ЧЕЛОВЕК СО ШТАНГЕЛЕМ


Гомель моего детства. 3. Игры. Игрушки.
sh
afony72
Компьютерных игр в нашем детстве не было. Было, вдоволь, дворовых. Причем, некоторые их них, носили исключительно сезонный характер. Например, в «Чижа» играли исключительно весной, аккурат после схода снега. Поэтому, эта забава в памяти всегда ассоциируется с резиновыми сапогами, болоньевой синей курткой и вязаной рыжей шапочкой, которой и ловилась эта самая палочка-чиж.  А вот в «Пекаря» играли исключительно летом- экзотическая игра, какой-то гибрид русских городков и карточной игры. Не уверен, что теперешние дети знакомы с ней. Играли в прятки. В догонялки, или- как тогда называли, в «квача». Теперь, на сколько я знаю, в Гомеле это называют «Кэном». Играли в войну. Оружие, часто, мастерили из деревянных палок и гвоздей, хотя игрушек хватало и «магазинных». Но, был особенный кайф в самодельных изделиях.  Играли против немцев. То есть, обыгрывалась Великая Отечественная. Мой отец рассказывал, что в его детстве, - а он 1940 года рождения, - еще играли в гражданскую войну, в Чапаева. В наше время такого не было точно. Революционная романтика уже не особо культивировалась.
Велосипед- было делом святым. На тогдашнем детском жаргоне- лайба. Гоняли на лайбах целыми стаями и все лето на пролет. Был особый ритуал в заботе и украшении своей машины. Чего только на колеса не вешали! Катафоты были в моде. Думаю, в этом плане современные дети мало чем от нас отличаются. Хотя, конечно, в те времена такого ассортимента моделей не было и в помине. Велосипед для подросткового возраста, - «Орленок»-  большой дефицит, был у единиц.  Сам я в 9-летнем возрасте, уже окончательно переросший для детского велика, сразу пересел на взрослый велосипед. Ноги до педалей не доставали-  катался, пропустив ногу через проем рамы. И это была вполне стандартная история.
Рогатки делались из двужильного кабеля, что используется для электропроводки, который гнули Y-образно и привязывали к концам рогатины венгерку. Стреляли из таких рогаток кусочками алюминиевого провода, согнутых маленькими подковками. Они назывались шпиндюльками. Однажды мой дед посмотрел на это дело и… смастерил мне рогатку из дерева с резиной из велосипедной     шины. Убойная штука! Я стрелял из этой рогатки незрелыми зелеными яблоками, размером с грецкий орех. Целый день практиковал. Потом, правда, родители такой забавы меня решили, посчитав, что так я точно кому-нибудь глаз вышибу.
Девчонки во дворах играли в классики, прыгали через резинку. Похоже, эти забавы с тех времен мало чем изменились.
А еще, были футбол, пионербол, выбивалы…. Во второй половине 80-х стали играть в «Квадрат». Такая игра на 4-х с мячом и квадратным полем, разделенным на равные четверти. Перебрасывая мяч ногами в зону своих противников, требовалось, чтобы он, ударившись об асфальт, вылетел во внешнюю зону. Откуда эта игра пришла в Гомель не знаю, но раньше года 87-ого в нее не играли. Мне очень нравилось.
Игрушки. Игрушки были исключительно отечественными. Номенклатура их была не широкой. Наверное, каждый из моего поколения вспомнит наган из красного пластика, Маузер или Макаров, штампованные из листовой стали, и стреляющие пистонами, - с них черная краска так быстро сходила! - наборы оловянных и пластиковых солдатиков, конструкторы из перфорированного железа, Луноходы, и т.д. Не, были конечно, и счастливые обладатели ГДР-овских железных дорог, но я про таких мальчиков, - если честно, - только слушал устные истории, а в живую не видел.

Гомель моего детства. 2. Завод
sh
afony72

  

Микрорайон Сельмаш был плотью от плоти Завода сельхозтехники. Практически у всех ребят с нашего района родители работали на «Гомсельмаш». Завод строил новые дома, содержал стадион и спортивные секции при нем, детские сады и школы. Все всегда были в курсе, что там, на заводе происходило, даже мы, дети. А если какое ЧП на заводе- во дворах, в семьях сразу же обсуждалось, обрастало небылицами.

Завод выпускал свою небольшую газету «Сельмашевец». Там отчитывались о всех достижения, производственных проблемах и пр. В нашей семье она была обязательной- отец работал инженером в Отделе Главного Механика. Для меня, ребенка, это издание было скучным и слишком «взрослым», но, время от времени, я заглядывал в нее- можно было увидеть фото знакомых людей. В общем, проживающие на Сельмаше люди в ту пору были хорошо осведомлены жизнью Производственного Объединения. Мне довелось пожить во многих районах Гомеля. Волей судьбы сейчас я опять на Сельмаше. Спроси меня теперь, как там Завод? А черт его знает.


Гомель моего детства. 1. Книги. Периодика.
sh
afony72

  

Read more...Collapse )

Гомель моего детства. Вступление
sh
afony72

  

В июле 2017 года портал TUT.by объявил конкурс в написании ностальгического рассказа «Гомель город моего детства». https://news.tut.by/society/550105.html Недолго думая, я принял решение принять участие в этом деле. Во- первых, тема действительно интересная. Во-вторых, из меркантильных соображений: победителю конкурса была обещана денежная награда в размере 100 белорусских рублей ( 50$). Сумма не то что бы большая. Но, согласитесь, пропустить с друзьями рюмашку, купить детям мороженое на деньги, заработанные ТАКИМ образом- штука забавная. Сочинение я написал и отправил. Его можно прочесть здесь: https://news.tut.by/society/553195.html

Read more...Collapse )

Мозеро надежды
sh
afony72
Выпала на днях возможность покататься на каяке. Объявляю об этом детям. Мелкая:
-Ура! На море едем!
- Нет, не на море, а на озеро, - поясняю ей.  Пока собираемся, Нюрка еще раза два рукоплещет катанию на море, и я всякий раз терпеливо напоминаю, что едем мы на озеро.
Уже по пути девочка спрашивает, когда будет море.
-Да не море же, тебе говорят. Идем на о-зе-ро. И уже почти в самом конце пути, детское, нетерпеливое:
-Ну когда уже, это ваше  мо-озеро!?

Перед ним, во мгле печальной, Гроб качается хрустальный.
sh
afony72
На минувшей неделе мне удалось побывать на экзотической экскурсии по историческим местам захоронений Гомеля. Иными словами, прогулка по местам, где в тот или иной отрезок истории, располагались городские кладбища- католические, православное, еврейские. Экскурсия, скажу вам, оказалось очень интересной и информативной. Я даже не ожидал. И вел ее человек сам по себе примечательный- Евгений Малик. Мы знакомы шапочно. Но, даже беглое общение с этим человеком, рисует Евгения, как одного из самых интересных чудаков нашего города.
Кроме всего прочего Евгения Малик затронул очень интересную тему. А именно: мы разучились рассказывать детям о смерти, раскрывать им эту сторону бытия, приучать к мысли, что смерть- событие важное и неизбежное. Еще каких-то лет 40-50 назад на похоронах за гробом шли дети. Теперь детей на траурных церемониях не встретишь- родители берегут психику своих чад.  Дети вырастаю не подготовленные.
И   мне вот какая история припомнилась из раннего детства. Мне тогда лет пять было, не больше. То есть, году в 77-ом дело было, летом. Моя семья жила тогда в частном секторе. И на нашей улице, в самом конце ее, жил один приятель. Кажется, его звали Олегом. Как-то это Олег пригласил меня к себе в гости. Когда я вошел во двор, мне сразу в глаза бросился… стеклянный гроб, приставленный к забору. Точно не могу вспомнить конструкцию. Кажется, несущим был каркас из стального уголка. А вот стеклянные плиты в память врезались хорошо- толстые, с зеленым, морским, отливом. Собственно говоря, я детским умом решил, что гроб хрустальный. Как у Пушкина.
-Что это?- благоговейно спросил  я своего приятеля.
-Это гроб,- спокойно ответил тот. Это для нашей бабуши.
Бабушка, между тем, спокойно ковыляла с палочкой по двору.

От Введенского до the Beatles
sh
afony72
Есть мнение, что все книги мира делятся на две категории. Одни книги писались для того, чтобы человек что-то понял. Вторые- для того, чтобы человек не понял ничего. В принципе, это касается не только книг, но и вообще любого текста. В том числе и в поп-культуре.
Но, если вам будет угодно, то что делается для непонимания- тоже попытка донести до нас нечто. Сознательно или нет- это другой вопрос. И вроде мысль о, понимании через непонимание- софизм. А с другой стороны, я бы назвал это попыткой подвести публику к теме не со стороны интеллекта, но от эмоции. Допустим вам, абсолютно невежественному в музыке человеку, приснился сон, что вы стали виртуозным пианистом. Вы сидите за инструментом и наугад нажимаете на клавиши, а из-под пальцев вылетает самая удивительная и сложная мелодия. Проснувшись, окажется, что к пониманию теории музыки вы не приблизились не на шаг. Но, вот восторг, который вы пережили во сне- восторг был настоящий. Вот это самое и есть цель всей зауми. От Введенского до Пинк Флойд.

Памятники Гомеля. Курган славы
sh
afony72
В городском парке «Фестивальный» нашего города есть Курган славы- памятник погибшим в Великую Отечественную. Ни своими размерами, ни художественным оформлением сооружение на монументальность не тянет. Так, земляной холм, высотою метров в десять, трава на нем. Наверху- что-то вроде пламени свечи, сваренное, без особых изысков, из листовой стали. У подножия- вполне стандартная горелка Вечного огня. Для меня было новостью, когда, покопавшись в сети, я прочел, что земля для Кургана была собрана с «более 100 мест, где в годы ВОВ проходили крупные сражения». Когда был еще студентом, - к слову сказать Политехнический располагается буквально в 150 метрах, - слышал байки, что на постройку холма пошел мусор, что остался после разбивки парка. Не берусь утверждать за достоверность последнего слуха. Впрочем, я не удивлюсь, если и то, и другое- сущая правда. Жизнь- штука до простого сложная. Парадоксы случаются разные. Ни горечи понесенных народом в ту войну потерь, ни самой воинской славы это никак не умаляет.

Признаюсь, я бы не стал вовсе писать об этом ничем не примечательном кургане, если бы не был этот курган с сюрпризом. Дело в том, что насыпан от был в 1968 году. Факт того, что Советской власти удалость продержаться целых полстолетия, видимо, несколько бодрил тогдашних чиновников. Внутрь кургана было решено заложить «капсулу времени»-наказ потомкам, который следует вскрыть в день столетия Советской власти. То есть, совсем уже скоро.
Очень сомневаюсь, что текст послания будет действительно интересным. Скорее всего- обычные казенные штампы. Обычному человеку идея посылать наказы людям, что будут жить здесь спустя полвека, в голову не придет. А если и придет, то не в столь пафосной форме. Ну, а номенклатуре. Номенклатура изяществом мыслей тогда не выделялась. И, все-таки, любопытство глянуть есть. Это, в конце концов, наша история. Да и на всякие размышления наводит. О вечном и преходящем. Всех- с наступающим праздником Победы.

К 100-летию Телониуса Монка
sh
afony72
В самом конце 90-х мне попался на глаза какой-то документальный фильм о наркоманах. Там один бедолага, сидящий на героине, давал интервью. Задали тупой вопрос: -В чем видишь смысл своей жизни? Парень честно сказал: -Не знаю. Вот, хочу дожить до 2000-ого.
-А что в 2000-ом?
-Не знаю,- опять пожал тот плечами. Круглая дата. Опять же, 21-ый век. Просто интересно посмотреть.
Сложный коктейль читался при этом в глазах этого несчастного человека. 2000-ый не заставил себя долго ждать. Если герой фильма и дожил до того дня- вряд ли он почувствовал облегчение. Миллениум оказался уныл, что усы Ницше. Но, я тогда вспомнил, что вот так же, в далеком пионерском детстве, мне хотелось непременно дожить до 2017-ого и увидеть 100-летие русской Революции. Спросите, почему? А хрен его знает. Казалось, что круглая дата заставит сиять реальность, словно это башни Изумрудного города из страны Оз.   Дата уже не за горами, но я точно знаю- ни праздника, ни волшебства не будет. Однако, 17-ый припас еще один юбилей. О нем и хотелось мне написать.
10 октября 1917 года на свет явился Телониус Телониусович Монк- величайший джазовый музыкант и композитор, один из изобретателей бибопа. Биографию этого человека пересказывать скучно- в сетях материала хватает. Куда интереснее сказать что-нибудь о самой музыке маэстро и его необычной манере игры на фортепиано. И тут- увы мне. Уроков сольфеджио в моей жизни было еще меньше, чем у самого Монка. Как сокрушался известный герой Бориса Бабочкина: «Эх, Петька, языков я не знаю!» Попробую сказать теми терминами и понятиями, которыми владею. Не взыщите.
Если попытаться описать музыку Монка техническим языком, то мне она видится в виде легких, но очень прочных рамных конструкций, которые гений музыканта воздвигает вверх самыми причудливыми и экзотическими способами. И вот, когда вам начинает казаться, что еще вот-вот и вся эта хренатень непременно, - да простят дамы мне мой технический, - наебнется, Монк умеет так быстро и ловкой смастырить в нужном месте ригель, буквально из одной-двух нот, что конструкция не просто держится- по ней можно спокойно гулять. Величайший архитектор джаза- именно так называл Монка Джон Колтрейн. Что касается самой исполнительской манеры, - о которой, в свое время долго спорили музыкальные критики, - лично я принадлежу к той части публики, которая считает эту «ломаную», трудноподражаемую технику ценной уже саму по себе. У Телониуса Монка есть целая батарея вещей, ставшими джазовыми стандартами: "Round Midnight", "Epistrophy", "Ruby,My Dear"… Я же вам рискну предложить поставить сейчас не столь широко известную, но потрясающую вещицу- «Children's Song». И, пока будет играть музыка, прикинем в уме, друзья мои: Фигли! Проживем беззаботно лето, дотянем до октября. А там- отметит, как следует, 100-летие одного из величайших музыкантов 20-ого века. Ну, а дальше? А дальше- видно будет.


Апрельское
sh
afony72
a) Кто ищет, тот всегда найдет- пелось когда-то в одной веселой и бодренькой песенке. Это да. Но, в моем случае, находится всегда то, что искал в прошлый раз. Например, как сегодня, моток иизоленты.
б) Провел субботу в одной деревеньке. Мать честная! Гусей то в небе сколько! Никогда не видел такого обилия гусиных клиньев. А может, то и лебеди были. С земли не разглядеть. Жаль, фотоаппарата нет у меня, так бы поделился фото.

?

Log in

No account? Create an account